Разрушить прежде, чем создать: гидромолот и принцип его работы.
Несмотря на то, что строительство ассоциируется прежде всего с возведением, процесс разрушения довольно часто становится необходимым для качественной работы в этой отрасли. Случаи, когда перед строительством нового здания требуется разрушить устаревшие и пришедшие в негодность постройки на участке, не редки, то же самое касается и асфальтоукладки. Ведь ни для кого не секрет, что для прокладки качественной асфальтированной дороги нужно в первую очередь убрать старый асфальт. Поэтому незаменимыми помощниками строителей, в частности при проведении работ по разрушению бетонных конструкций, вскрытию асфальтовых покрытий, а также рыхлению замершего грунта и дроблению скальных пород являются специальные насадки для гидрофицированных строительных машин – гидромолоты.
Главным элементом этого устройства является его боёк, имеющий определенную массу. Для разгона устройства до нужной скорости к нему прикладывается соответствующая сила, которая определяется давлением рабочей жидкости и площадью, на которую воздействует это давление. Кроме того, энергия инструмента зависит от давления газа в пневмокамере и площади торца бойка, на которую оно действует.
Важно знать, что сила бойка напрямую зависит от возможности базовой машины. Так, более короткий ход бойка требует большей разгоняющей силы, но при этом такая же реактивная сила работает и в противоположную сторону (передается на машину).
ГИДРОМОЛОТ с бойком совершает при работе возвратно-поступательные движения, а в крайних положениях рабочего инструмента, его скорость на долю секунды отказывается равной нулю. Поэтому в работе молота можно выделить несколько главных стадий: разгон в направлении инструмента (условно «вверх»), торможение над «верхней» точкой, и разгон в сторону инструмента до удара. Такой принцип работы определяет потребление рабочей жидкости в цилиндре молота, которая, как уже стало понятным, является величиной непостоянной. А ведь гидронасосы базовой машины обеспечивают постоянную подачу, поэтому для максимального использования энергии машины и увеличения КПД молота, устанавливают сетевые гидроаккумуляторы, накапливающие энергию.
Сегодня выпускается огромное множество моделей гидромолотов, однако все они основаны на нескольких основных схемах гидравлического привода. Самым распространенным принципом работы данного устройства является схема, где боек молота, является одновременно и поршнем рабочего цилиндра, и имеет 2 контрштока разных диаметров. Нижний контршток большего диаметра наносит удары по инструменту. При этом камера, образованная вокруг него обеспечивает движение бойка от инструмента или холостой ход. После взвода бойка его поршень открывает канал, соединяющий камеру золотника с камерой управления напорной линией, и обеспечивает переключение в состояние рабочего хода. В завершении рабочего хода перед ударом поршень соединяет своей проточкой камеру управления золотником со сливной линией, тем самым обеспечив переключение золотника в состояние взвода бойка.
Золотник имеет пояски различных диаметров, что позволяет со стороны одного из его торцов действовать давлению рабочей жидкости, а на противоположной стороне золотника давление действует лишь в фазе торможения и в процессе рабочего хода бойка.