Прокатка сортового и листового металла
В современном мире применение сортового проката набрало очень значительные обьемы, ведь он применяется во всех наиболее значимых отраслях: машиностроение и строительстве. Сортовой прокат необходим при возведении ангаров, зданий, мостов, торговых центров.
Ассортимент прокатных профилей достаточно велик, он подразделяется на : сортовой прокат, листовой прокат, трубный прокат, специальный прокат (колеса, кольца, бандажи). Профиль сортового металла делят на простой и сложный, к простому профилю относится — квадрат, круг, лента металла. К сложному прокату относятся: фасонные формы, такие как двутавровая балка, швеллера, рельсы. Такой продукт как рельсы обеспечивает экономическое благополучие современному миру и производство этого материала очень важно.
Листовой прокат может быть тонко, и толсто листовым. Тот лист который толще 4мм является толсто листовым прокатом, а тот что тоньше 4мм тонколистовым прокатом. Толсто листовая сталь может быть в толщину до 160мм, ширина прокатываемого листа колеблется от 600 до 5000мм, листы толщиной от 3 до 8ми миллиметров часто называют листами средней толщины. Листы из тонкой стали имеют толщину от 500 до 2500 мм, толщина может быть менее одного миллиметра. Именно такая сталь используется для производства металлочерепицы и профнастила, а также других изделий из тонкой стали. Листовая сталь в больших объемах используется при строительстве легковых автомобилей. Цветные металлы чаще прокатывают в простые профили (квадрат, круг, полоса). Вес сортовой прокат прокатывается из заготовок (которые получены с отливок), заготовки имеют круглую, квадратную или прямоугольную форму- в зависимости от наименования выпускаемого продукта. Вес слитка из который обжимается в заготовку, на крупных заводах может достигать пятидесяти тонн. Сортовой прокат получает форму благодаря валкам которые установлены в прокатных станах, так для получения металлической ленты или листа используется стан с гладкими валками, который равномерно раскатывает заготовку, для прокатки например рельс используются специальные валки которые по совмещению друг с другом образовывают просвет в форме рельса.
Этот просвет называется «Калибр», а процесс придания заготовке конечного вида и формы называется калибровкой. Первые валки которые принимают заготовку- обжимные валки, они придают необходимую форму заготовке, для того чтобы она могла войти в черновую клеть. В обжимных валках чаще всего применяются калибры в форме квадрата, круга или ромба. Существует два метода калибровки валков блюмминга: последовательный и симметричный метод. При симметричном методе калибры расположены вдоль всей длины валков, а при втором методе в средней части валка находится гладкая поверхность в которой заготовка обжимается. Прокатка заготовки производится в несколько последовательных друг за другом пропусков, иногда их может быть более десяти. На прокатных станах с круглым калибром прокатывается такое изделие как арматура или проволока, диаметр проволоки может достигать 5мм. Самыми удобными для прокатки таких изделий являются овальные калибры, которые чередуются с квадратными. Зазор между валками выставляется исходя из наименования прокатываемого материала, а также в зависимости от калибра валка, обычно зазор между валками составляет от одного до пяти миллиметров. При прокатке квадратного со стороной более двенадцати миллиметров, используется квадратный и овальный калибр по переменно. Тонкие листы могут прокатываться как холодном так и горячем состоянии . В горячем состоянии листовая сталь прокатывается либо на двухвалковых станах «ДУО», либо на станах непрерывной прокатки. Холодная прокатка дает более тонкие листы, с более высоким качеством поверхности, с лучшей прочностью по сравнению с горячекатанным продуктом. При прокатке горячим методом важной частью технологии является удаление окалины с поверхности заготовки, если этого не сделать то окалина окажется внутри заготовки (придавленная прокатными валками), а позже и в самом готовом продукте, это негативно скажется на качестве металла, хрупкость будет высока и такой металл будет более подвержен коррозии.
На некоторых заводах в промежутках между прокаткой заготовки в различных клетях, заготовки помещаются в специальные печи, для придания специальных свойств металлу, чаще это делается для повышение пластичности, при листовом прокате это достаточно важно- чтобы металл мог сгибаться.