Полуприцепы
Полуприцепы, или седельные прицепы, отличаются от обычных прицепов тем, что часть полной массы (вместе с грузом) переносят на шасси автомобиля-тягача. По конструкции бывают одно-, двух- и трехосными. Сцепное устройство расположено в передней части кузова седельного прицепа. Здесь же располагаются поддерживающие стойки телескопического типа с опорными катками. На них полуприцеп опирается при отцеплении от тягача. Вместо опорных катков могут использоваться плоские опоры. Подъем опор осуществляется автоматически со сцеплением тягача с полуприцепом, реже – вручную.
Особенностью применения полуприцепов является их высокая автономность, возможность загрузки/разгрузки, маневрирования без автомобиля-тягача. Последний прибывает в пункт погрузки с порожним полуприцепом или вовсе без оного, сцепляется с груженым и отправляется по назначению. Таким образом, удается существенно, вплоть до нескольких десятков раз, сократить время начально-конечных операций в погрузо-разгрузочных пунктах. При такой организации труда водитель, как официальный представитель перевозчика, непосредственно не учувствует в погрузке и не может гарантировать содержание полуприцепа и состояние грузов. Поэтому полуприцепы отправляются за пломбой грузоотправителя.
В зависимости от схемы работы, количество полуприцепов в 2-3 раза больше, чем число тягачей. Совокупность тех из седельных прицепов, которые не находятся в пути в данный момент времени называют оборотным парком. Полуприцепы, как правило, имеют большую грузоподъемность (до 20 тонн) и используются в междугородных и международных перевозках. Во внутригородских – только, если грузополучатель не имеет распределительного центра в городе/регионе и вынужден развозить товары по точкам по кольцевым маршрутам на том же подвижном составе, на котором они прибыли в регион. Тягач вместе с полуприцепом образуют автопоезд.