Модернизация кран-балки российского производства: замена тельфера на болгарский.
Надежность и долговечность электротельферов отечественного и украинского производства, к сожалению, находится не на самом высоком уровне. Поэтому ремонт любой кран-балки, выпущенной в России, запросто может начинаться именно с замены тали на аналогичную болгарского производства. Тельферы болгарской фирмы «Балканское Эхо» давно заслужили популярность в нашей стране благодаря своей надежности, эргономичности и превосходному соотношению цены и качества.
Но при установке болгарской тали на отечественную кран-балку могут возникнуть и кое-какие технические трудности. Колею несущей тележки тельфера (расстояние между роликами в свету) можно подобрать под существующий монорельс, но вот оценить состояние направляющих полок и при необходимости выполнить рихтовку, возможно, придется. Новый тельфер лучше эксплуатировать в подобающих условиях, избегая повышенного износа ходовой части.
Однако главное затруднение при установке болгарского тельфера касается электрической части. Болгары очень ответственно подходят к решению вопросов электробезопасности, поэтому цепи управления их тельферов получают питание от отдельного трансформатора 380/42 вольта. Этот трансформатор располагается в пусковой панели электротельфера.
Но в России почему-то вопреки рекомендациям нормативных документов принято запитывать цепи управления кран-балок напрямую от двух фаз сети, то есть от 380 вольт. Заменив тельфер, мы имеем такую картину: катушки магнитных пускателей приводов подъема и хода тельфера рассчитаны на 42 вольта, а катушки пускателей хода самой кран-балки – на 380 вольт.
Самым простым решением проблемы кажется замена катушек пускателей хода кран-балки на низковольтные, чтобы вся цепь управления работала от одного напряжения. Но 42 вольта – это не российский стандарт, катушки на такое напряжение не так-то и просто найти в наших магазинах. Поэтому выходы из ситуации есть такие:
1. Обращаясь к дилеру по вопросу приобретения болгарского тельфера, сразу заказывать пускатели и катушки на 42 вольта, что называется, «про запас». Ведь кроме замены пускателей хода кран-балки, вам нужно будет иметь и кое-какой ремонтный фонд запчастей.
2. Демонтировать трансформатор цепи управления и пускатели приводов хода тельфера и подъема. После этого можно установить отечественные пускатели с катушками на 380 вольт, а трансформатор просто исключить из цепи, обеспечив хорошо знакомую подачу питания в цепь управления напрямую. Это нежелательно, поскольку снижает безопасность при работе с кран-балкой.
3. Переоборудовать тельфер и кран-балку на напряжение 24 или 36 вольт, заменив трансформатор цепи управления, пускатели в шкафу тали и катушки пускателей на ход моста. Эти стандарты напряжения цепей управления широко распространены в России, и проблем с запчастями не будет.
4. Оставить все как есть. Пульт, идущий в комплекте с талью, все равно четырехкнопочный и для кран-балки не подходит. А контрольный кабель, на котором висит пульт, имеет необходимый запас жил, и менять его не требуется. Поэтому можно просто приобрести шестикнопочный пульт с ключ-маркой, имеющей две пары блок-контактов. Тогда кран-балка после модернизации будет иметь две цепи управления: на 380 вольт для привода хода моста и на 42 вольта для приводов хода тельфера и подъема груза. Каждая цепь будет получать свое электропитание от своей пары контактов ключ-марки.