Линолеум
Если в одном-единственном, 100 шестидесятиквартирном доме — восьмиэтажке с пятью подъездами, где на каждую лестничную клетку выходят четыре квартиры,— покрыть полы вместо досок синтетическими материалами, то сохранится около шестисот кубометров древесины. Кроме того, строители затратят гораздо меньше труда на устройство этого далеко не второстепенного элемента квартир. Поэтому повсюду, где только возможно,— в прихожей, на кухне, а иногда и в комнатах — проектировщики стараются предусмотреть линолеум, самый удобный из синтетических материалов для жилых домов. Удобный, но, увы, слишком часто невзрачный. Въезжает новосел, смотрит себе под ноги — ну и вид же здесь. Нередко линолеум отправляют на свалку, в магазине (и не только) приобретают другой, поприличнее, и лишь тогда, после немалых дополнительных затрат, удовлетворенный новосел потирает руки: квартира стала выглядеть краше.
Ежегодно предприятия страны выпускают около ста миллионов квадратных метров линолеума. Это, к сожалению, еще не полностью удовлетворяет нашу потребность. Но мало того: пробовал ли кто-нибудь подсчитать, сколько материала из этого количества не используется по прямому назначению только потому, что потребителя не устраивает его внешний вид? И сколько в результате мы получаем его фактически? По-видимому, таких подсчетов никто не делал. Контролируя общий объем выпуска — количество, планирующие организации не могут сказать, сколько выпускается линолеума красивого. Такие сведения вроде бы и не нужны — линолеум все равно возьмут, если не сам потребитель (в магазине), то строители: без линолеумных полов, если они предусмотрены проектом, дом у них не примут. Вот так и находит сбыт линолеум тусклого цвета, линолеум с некрасивым рисунком, линолеум, краски которого раздражают или повергают в уныние…
Когда-то, а точнее, во второй половине девятнадцатого века линолеум изготавливали из джутового полотна, на которое наносили пасту — смесь мела, пробковой или древесной муки и растительного (льняного или подсолнечного) масла. Отсюда и его название ( linium — полотно, oleum — масло, то есть буквально: «промасленное полотно»). Такой линолеум был красивым, но, увы, быстро истирался. К тому же приходилось расходовать много дорогостоящего растительного сырья.
Впоследствии появились более прочные, дешевые и удобные в производстве линолеумы. Сейчас выпускают, например, линолеум алкидный (верхний слой его выполнен из алкидных смол), резиновый (так называемый релин) и другие. Но самый распространенный линолеум — поливинилхлоридный. Массовое производство его в стране началось в конце пятидесятых годов. Конечно, с тех пор материал этот претерпел изменения, стал гораздо лучше. Предприятия выпускают различные виды ПВХ-линолеума, в том числе антистатический, теплозвукоизоляционный и другие. Физико-химические свойства и гигиенические качества его не вызывают ни у кого замечаний. А вот внешний вид оставляет желать лучшего.
Изготавливают линолеум по разным технологиям.. Например, промазным способом: на тканевую основу наносят поливинилхлоридную пасту, которая после термообработки затвердевает. Получается одноцветный линолеум с глянцевой или тисненой (если пропустить ленту между тиснильными налами) поверхностью. При вальцево-каландровом способе поливинилхлоридная масса проходит между крутящимися вальцами, превращаясь в прочную пленку, которую затем дублируют (приклеивают) к основе. Одновременно на лицевой стороне можно вытиснить рисунок. При экструзионном способе полимерный расплав непрерывно экструдируют (выдавливают) через формующую плоскощелевую головку, затем образовавшуюся ленту припечатывают к основе.
При вальцево-каландровой и экструзионной технологиях на ПВХ-пленку можно нанести рисунок. Причем в последнее время линолеум! стали делать трехслойным: внизу— основа, в середине — одноцветная лента, сверху — прозрачная лента с каким нибудь рисунком. Однако и такой линолеум не всегда бывает красивым. Рисунок на прозрачную ленту наносят способом глубокой печати, большими металлическими валами. Этот способ широко используется в полиграфии. Однако здесь есть своя специфика. Когда печатают газету или журнал, между полосами текста оставляют незапечатанные промежутки, чтобы бумажный лист можно было сложить и разрезать. А рисунок на ленте линолеума должен быть непрерывным.. Поэтому на печатном валу, который наносит краску, не должно быть разрывов рисунка или видимых стыков. Кроме того, на линолеум приходится наносить более толстый слой краски — ведь поливинилхлорид не впитывает ее, как бумага.
Поэтому те экономичные способы изготовления печатных валов, которые применяют полиграфисты (например, травление), для линолеума не подходят. Валы приходится гравировать: или вручную — это очень трудоемко, или с помощью сложнейших гравировальных автоматов. А для одного завода, выпускающего линолеум, нужно порой несколько десятков валов в год. Часто у заводов не хватает средств на изготовление валов с красивым рисунком: выгравировали свои у ал ельцы что-нибудь простенькое, и ладно. Отсюда и внешний вид линолеума.
Но нужен ли рисунок вообще? Ведь деревянный пол всегда одноцветный, и только паркет — самый Красиным (и дорогой) вид пола — имеет рисунок, текстуру, несколько отличающуюся по тону. Не лучше ли выпускать двухслойный одноцветный линолеум? Специалисты считают, что во многих случаях лучше. Ведь он гораздо дешевле и … красивее.
Вспомним промазной линолеум. (Кстати, за рубежом линолеумом называют только ту продукцию, которая получена промазным способом.) Когда на ленту основы наносят поливинилхлоридную одноцветную пасту, подразумевается, что никакой красочный рисунок сверху напечатать нельзя (а если и можно, то в процессе эксплуатации он быстро сотрется). Но красочный рисунок-то, собственно, и не нужен — был бы красивым цвет ленты. Монотонно? От этого можно избавиться. Раньше линолеум тиснили, сейчас есть, более прогрессивные способы создания рельефной поверхности: с помощью вспенивающих веществ (порофоров) и веществ, тормозящих вспенивание (ингибиторов). Например, ингибированная печать: в ПВХ-ленту добавляют порофор, а в краску, которой печатают на ленте простенький рисунок,— ингибитор. В термокамере, где: поливинилхлоридная паста полимеризуегтея, поверхность ленты вспенивается, а участки, на которые нанесен ингибитор, остаются ровными. Или так называемая сторковская печать: в ПВХ-пасту ничего не добавляют, а порофор подмешивают в краску. В термокамере вспенивается рисунок. Потом в процессе эксплуатации краске! сотрется, а рельеф останется.
При ингибированной пешати краску с ингибитором можно наносить» гравированным валом. Привычно, но расходуется слишком много дорогостоящего (и дефицитного) порофора: ведь нащо вспенить всю ленту. При сторковском методе экономия порофора налицо, к тому же не надо применять ингибитор. Однако здесь возникает одна сложность. Паста порофора густая, способом глубокой печати ее не нанести. Наиболее удобно делать это с помощью полых цилиндров с перфорированными стенками, через которые паста подается на ПВХ-ленту. Это, кстати, позволило бы отказаться от дорогостоящей и трудоемкой гравировки валов.
Хорошо, но что же взамен? Как, например, пробивать в пустотелых цилиндрах отверстия? Были опробованы различные способы, стенки цилиндров даже прожигали лазером. Однако самым экономичным оказалось не делать отверстия в готовом цилиндре, а сразу же изготовлять цилиндр, стенки которого имели бы необходимую перфорацию. Такие печатающие элементы можно делать методом гальванопластики. На барабан-основу диэлектриком наносят рисунок и погружают его в гальваническую ванну. Здесь на барабан наращивают слой металла, причем в тех местах, где нанесен диэлектрик, остаются отверстия. Готовый цилиндр снимают с основы, и на ней можно делать следующий.
Такая технология поможет решить еще одну задачу. При изготовлении линолеума лента движется с заданной скоростью, которая и определяет производительность оборудования. Увеличивать эту скорость можно только до известного предела. Но можно повысить производительность оборудования и за счет увеличения ширины ленты. При вальцево-каландровой и экструзионной технологиях увеличение ширины линолеума приводит к значительному (отнюдь не пропорциональному) увеличению его стоимости. К тому же проблема: чем наносить рисунок? Гравировать длинные валы невозможно. И дело тут даже не в мастерах рисунка: перед тем, как его наносить, надо еще добиться, чтобы биение вала не превышало нужных величин. На доводку даже двухметрового вала придется затратить слишком много сил.
Увеличить ширину ленты промазного линолеума значительно проще. А для печати сторковским методом цилиндры необходимого размера можно будет получать методом гальванопластики с гораздо меньшими затратами, чем при гравировании. Достаточно изготовить несколько идеально ровных барабанов-основ, и делай сколько угодно гальванокопий с незначительными погрешностями поверхности. Если практика подтвердит эти предположения, можно будет приступать к изготовлению оборудования для серийного выпуска широкого линолеума. Преимущества очевидны: кроме увеличения объема производства линолеума, исчезнет также проблема устройства швов — можно будет покрывать пол помещения одним целым куском материала.
Предвижу вопрос: как скоро красивый теплозвукоизоляционный промазной линолеум станет нормой в наших квартирах? Это будет зависеть не только от исследователей, занимающихся созданием опытных образцов и выпуском экспериментальных партий продукции, но и от планирующих организаций. Необходимо создавать новые производства, которые выпускали бы печатающие цилиндры в количестве, удовлетворяющем потребности отрасли. Необходимы средства для создания нового оборудования, на котором эти цилиндры можно будет использовать, и оснащения этим оборудованием заводов.
Надо думать, скоро такой линолеум начнет вытеснять менее удачливых своих предшественников не только в жилищах, но и в служебных и производственных помещениях. Тогда мы согласимся с проектировщиками и строителями: линолеум — это очень удобно, практично и к тому же — красиво!