Козловые подъемные краны
Козловые грузоподъемные краны применяются на открытых площадках. Преимущество их состоит в относительно высокой производительности, а также в том, что для своей работы они не требуют возведения каких-либо специальных конструкций, за исключением подкрановых путей. Козловой кран не нуждается ни в каких опорных колоннах, возвести его можно где угодно за короткий срок.
Конструкции козловых кранов отличаются разнообразием. Но общим для них является наличие одной или двух несущих балок, а также высоких рельсовых опор, так называемых «ног». И балки, и опоры могут быть представлены в виде ферм, сваренных из уголка различной номенклатуры. А могут быть трубчатыми или иметь сечение коробчатой формы.
Козловые краны с пролетом более 20 метров, как правило, оснащены кабиной управления, которая перемещается вместе с грузовой тележкой. Движение тележки осуществляется либо при помощи особого стального каната по монорельсу, либо по подтележечным рельсам, аналогично передвижению самого крана.
Подавляющее большинство козловых кранов оснащено хотя бы одной консолью. Грузовая консоль позволяет крану работать за пределами пространства между опорами. Это очень удобно, если необходимо осуществлять погрузку-разгрузку транспорта, идущего обособленно вдоль подкрановых путей. Грузоподъемность крана на консоли бывает ограничена.
Если кабина козлового крана закреплена неподвижно, то обычно она жестко закреплена у одной из четырех опор. На этой же опоре монтируется лестница для подъема в кабину, а также смотровая площадка. Опора, на которой установлена лестница, имеет название «жесткой».
Некоторые козловые краны малой грузоподъемности (несколько тонн) не имеют кабины для машиниста и управляются с земли при помощи переносного пульта. Такие краны не подлежат регистрации в Ростехнадзоре.
Бесконсольные козловые краны с канатным перемещением тележки часто монтируются встречным подъемом парных опор, шарнирно прикрепленных к грузовой балке. Таким образом, кран поднимается весь полностью и для своего монтажа требует большого пространства в обе стороны от подкранового пути.
Прочие козловые краны монтируются сдвигом жесткой и гибкой опор вдоль соответственных путей и установкой «стяжек». Стяжка – это элемент конструкции, удерживающий опоры одной стороны в заданном положении. Монтаж кранов, имеющих в конструкции стяжки, требует меньше рабочего пространства.
Козловые краны обычно являются электрическими и получают электропитание либо по крановым троллеям, либо по вводному кабелю, проброшенному в специальном лотке. Вводной кабель, во избежание его повреждений, часто наматывается при перемещении крана на специальный кабельный барабан.
Козловой кран можно задействовать на погрузке практически любых материалов или оборудования. Соответственно, оснастить его можно любым грузозахватным приспособлением: от магнитной траверсы до грейфера.