Для чего необходимо заземление подкрановых путей?
Вот представьте себе: работает козловой электрический кран, разгружает вагоны с лесом. Все идет отлично, крановщик следит за сигналами стропальщиков, а те, в свою очередь, снуют как муравьи, заводя и цепляя-отцепляя длинные стропы.
И вдруг… Вдруг, когда крюк оказался очень близко к металлоконструкциям вагона, прозвучал треск и сверкнула самая настоящая молния. Разряд прямо из крюковой подвески в металл вагона. Разумеется, рабочее настроение у всех пропало, крановщик напуган, стропальщики и вовсе теперь к крану подойти боятся – вся работа прекращается.
А что же, собственно говоря, произошло? А ничего особенного. Вероятнее всего, сопротивление заземляющего устройства подкрановых путей оказалось выше нормы. Не исключено, что пути и вовсе не были заземлены.
Пути не заземлены, а металлоконструкции крана вполне могут накопить достаточно большой электрический потенциал относительно земли. Этот потенциал может достигать величины фазного напряжения питания крана. Причина возникновения потенциала проста и очевидна. Ведь изоляция проводников несовершенна. Она вполне может немного пропускать электрический ток.
Причем таких «слабых» мест в изоляции на кране может быть очень много. Ведь и проводов на кране немало. К тому же изоляция имеет свойство стареть и разрушаться, а это означает, что с каждым годом вероятность появления токов утечки на конструкции крана возрастает.
Решение этой проблемы заключается не в поиске мест повреждений изоляции проводов, а в электрическом соединении металлоконструкций подъемного крана с нейтралью, то есть с землей. Тогда при повреждении изоляции ток просто стекает на заземляющее устройство безо всяких молний из крюка и тому подобных спецэффектов. Ну, а если ток утечки очень большой и изоляция совсем плохая, то сработает максимально-токовая защита и кран будет аварийно обесточен.
Электрическое соединение с землей обычно делается через подкрановые пути. Металлический кран на металлических колесах едет по металлическим рельсам, имеющим электрическую металлосвязь с заземляющим устройством. Это надежная электрическая цепь, обеспечивающая безопасность. Слабым местом здесь может быть только… отсутствие или избыточное сопротивление заземляющего устройства, что и имело место в случае, с которого мы начали наш рассказ.
Поэтому заземление подкрановых путей – обязательная мера безопасности, а величина сопротивления заземляющего устройства строго нормируется ПУЭ. Для напряжения питания крана 380 вольт это сопротивление должно быть не более 4-х Ом.