Автокран. Основные характеристики.
Передвижные краны могут быть гусеничными, пневмоколесными, на рельсово-колесном ходу. Но для типичной российской средней полосы эти варианты довольно узкоспециализированы. Обычно в городе требуются более универсальные машины – мобильные автокраны.
За внешней простотой автокрана скрывается замысловатая техническая начинка. Только опытным работникам известно количество рабочих узлов крана, которые все, без исключения, должны работать слаженно. И каждый механизм имеет собственные параметры, которые необходимо знать при подборе крана.
Автокраны классифицируются по грузоподъемности на восемь групп. Первая – автокраны грузоподъемностью 4-5 тонн. На данный момент их производство прекращено. Вторая – машины, поднимающие 6.3 — 8 тонн. Автокраны третьей группы способны поднять и переместить груз массой 10-15 тонн. Для работы с грузами весом в 16-22.5 тонны необходимы автокраны четвертой группы. Груз весом 25 — 36 тонн поднимает техника пятой группы. В шестой группе объединены краны, способные работать с 40-56 тоннами. Седьмая группа предполагает работу с 63-90 тонными объектами. А при возникновении необходимости поднять груз, весящий 100-120 тонн, помогут только мощнейшие краны восьмой группы.
Также существуют специальные автокраны, осиливающие до 160 тонн, но они используются в отдельных видах работ. Для продолжительных работ с такими тяжелыми грузами (на строительных площадках, в портах и т. п.) применяются стационарные краны.
Стрела автокрана считается основным рабочим механизмом. Грузозахватное устройство располагается на грузовой тележке, перемещающейся по стреле, либо на блоках в конце стрелы. Крайне важным параметром при подборе автокрана является вылет стрелы. Этим расстоянием является дистанция между осью вращения поворотной платформы и центром зева крюка. Оно может насчитывать от 14 до 48 метров. Довольно часто значительным фактором является время изменения вылета стрелы.
Подвеска стрелы бывает жесткая или гибкая. Жесткой конструкцией является гидравлический цилиндр. При помощи него крановщик изменяет вылет стрелы и угол наклона. Гибкой подвеской служат стальные канаты, используемые в тех же целях.
Стрела, как правило, состоит из нескольких секций. Сегодня на рынке более популярны трехсекционные телескопические стрелы. При той же компактности, как и у двухсекционных, они выигрывают в высоте перемещения груза.
Привод механизмов, используемых автокраном, бывает механический, гидравлический, электрический и смешанный. Механический – самая старый вид, при нем все подъемно-поворотные механизмы работают от двигателя автобазы. Значительная часть современных автокранов имеет гидравлический привод, в таком виде и электрическом приводе рабочие устройства крана работают от отдельных двигателей. Каждый механизм может быть оснащен индивидуальным, независимым от других приводом. Гидравлический привод позволяет осуществлять плавное управление и выносными опорами, и крановыми устройствами. Разные рабочие циклы автокрана с гидравлическим приводом выполняются по мере необходимости — либо быстро, либо замедленно.
Важные роли играют и другие параметры крана. Это частота оборотов поворотной части, минимальный радиус поворота платформы крана, высота и скорость поднятия груза. От них во многом зависит производительность автокрана. Для машиниста важным критерием является величина опускания крюка и скорость опускания груза.
От мощности двигателя зависит то, как быстро будет перемещаться кран с закрытой стрелой и какой уклон он способен преодолевать. Современные российские автокраны выпускаются на базе шасси от производителей: КАМАЗ, Урал, МАЗ, ЗИЛ, МЗКТ, БАЗ.
Нанимая кран на длительные сроки, обратите свой взор на его эксплуатационную массу. Она суммируется из массы подъемного оборудования с противовесом и массы автомобильной базы. Чем выше эта величина, тем больше осей должно быть у автомобиля. Это неоспоримо.
Традиционно цветами строительной техники являются желтый и оранжевый. Для четкого обозначения автокрана, используют окраску: голубого цвета кабина и желтого или оранжевого стрела. Если цвета отличаются, большого значения этому придавать не стоит. Главное – это работоспособность механизмов и безопасность эксплуатации.