Прицепы-тяжеловозы
Для доставки тяжеловесных неделимых и крупногабаритных грузов используются прицепы-тяжеловозы. Классификация этого типа подвижного состава проводится на основании полной массы устройства (в груженом состоянии). В России принято выделять три группы прицепов тяжеловозов: к первой относятся устройства полной массой до 30 тонн, ко второй – от 30 до 100 тонн, к третьей – свыше 100 тонн (например, ЧМЗАП-5530). В настоящее время промышленность выпускает составные (модульные) прицепы-тяжеловозы полной массой до нескольких сотен тонн (500, 1000 и даже 2000 тонн). Такие применяются для доставки, например, турбин гидроэлектростанций.
Часть колес делается управляемыми (для повышения маневренности). Прицепы-тяжеловозы выпускаются с большим количеством колес, на одной оси их может размещаться до 8 и более (для снижения давления на дорожное полотно). Модульный принцип построения тяжеловозов позволяет создавать под конкретный груз подвижной состав заданной грузоподъёмности. Сам модуль представляет собой грузовую платформу с одной осью и сцепными приспособлениями для сцепки с другими модулями. Действующее законодательство предъявляет особо жесткие требования к техническому состоянию прицепов-тяжеловозов.
Тормозная система прицепа должна работать от педали тормоза автомобиля-тягача. Распределение тормозных усилий между отдельными звеньями (модулями) прицепа должно быть таким, чтобы избежать его складывания в случае экстренного торможения. При разрыве соединительных магистралей полуприцеп обязан самостоятельно затормозить. На каждое звено полагается иметь по два противооткатных упора на случай остановки автомобиля на уклоне.