Наладка грузового привода тельфера с тросоукладчиком на барабане
Работы по пусконаладке современных электротельферов не отличаются особой сложностью. Приводные двигатели пускаются прямым включением в сеть, направление вращения имеет значение только для одного привода – привода подъема груза. В цепь управления этого самого привода включены единственные концевые выключатели. Привод хода самого тельфера не нуждается в путевой защите – его скорость слишком мала.
Единственный конструктивный элемент тельфера, который способен преподнести какие-нибудь неприятные сюрпризы во время пусконаладочных работ – это тросоукладчик. Представляет он собой составную, чаще всего, чугунную обойму, перемещающуюся по ручьям барабана вместе с грузовым тросом.
Тросоукладчики устанавливаются сегодня на тельферы как отечественного, так и импортного производства. Назначение тросоукладчика состоит в обеспечении точного укладывания троса в ручьи барабана. Кроме этого, механизм тросоукладчика всегда используется и для контроля положения груза по высоте. Заняв какое-либо крайнее положение – при максимально поднятом, или наоборот полностью опущенном крюке – тросоукладчик цепляется за сухарь, расположенный на тяге, отключающей/включающей концевые выключатели привода подъема.
Положение сухарей на тяге регулируется легко и просто – достаточно ослабить крепежный винт и переместить сухарь на нужное расстояние. Таким образом, можно автоматически выключать привод подъема и опускания груза в любом заранее заданном положении.
Но сам по себе тросоукладчик – конструкция хрупкая и в некотором смысле нежная. Он выполнен так, чтобы не повредить грузовой трос в случае своей неисправности. Тросоукладчик может только лопнуть, он не может закусить трос, деформировать конструкцию тали или натворить каких-то других бед.
Но заменить тросоукладчик бывает совсем не просто, поскольку в свободной продаже его можно найти только у дилеров заводов, производящих тельферы и запасные части к ним. Поэтому при первом пуске привода подъема очень важно уберечь тросоукладчик от поломки. Ведь с фазировкой двигателя и направлением вращения барабана можно ошибиться с 50-типроцентной вероятностью, а концевой выключатель при этом не сработает. И если проявить невнимательность, можно сломать обойму укладчика и замять металл крюковой подвески и самого тельфера.
Перед первым пуском тельфера нужно убедиться в запасе троса и места на ручьях барабана для подъема еще примерно на 150 миллиметров или более. Если места недостаточно, тросоукладчик перед пробным пуском лучше демонтировать.
Пробный пуск грузового привода тельфера выполняется только «толчками», то есть кратковременными включениями, позволяющими только понять, в правильном ли направлении вращается барабан. Если направление неправильное – выполняется фазировка. Затем проверяется работа концевых выключателей искусственным зажатием и включением в выбранном направлении. И только после этого вновь можно установить тросоукладчик, если он снимался, и отрегулировать положение сухарей на тяге.