Мостовые подъемные краны
Мостовые подъемные краны очень распространены в крупных цехах на производстве. Их очевидное достоинство – в простой и неизменной грузовой характеристике, что повышает вероятность их длительной безаварийной работы.
Конструкция мостового крана также отличается простотой: одна-две пролетные балки, две балки концевых, подвесная кабина управления, грузовая тележка – вот, собственно, и все. В своем составе мостовой кран имеет несколько приводов. Это привод хода тележки, привод хода моста и, конечно, грузовой привод. Так как многие мостовые краны оснащаются двумя грузовыми лебедками, то и грузовых приводов тоже может быть два. Это характерно для мостовых кранов большой грузоподъемности, составляющей 30 тонн и более.
Приводы мостовых кранов за очень редким исключением являются электрическими. Электропитание такие краны получают либо по троллеям, либо посредством гибкого токоподвода.
Крановые троллеи чаще всего выполняются из стального уголка на изолированных опорах. А гибкий токоподвод включает в себя гибкий резиновый кабель КГ, подвешенный петлями на стальной струне или тросе.
Подача электроэнергии к грузовой тележке также может осуществляться с помощью вспомогательных троллей или гибкого токоподвода. Причем это касается и цепей управления, поэтому вспомогательных троллей всегда больше, чем основных.
Для мостовых подъемных кранов очень большое значение имеет качество подкрановых путей. Конструкции мостового крана очень жесткие, они не могут испытывать упругую деформацию. Поэтому если колея подкранового пути будет иметь недопустимое уширение или сужение, то последствия могут быть очень неприятными. Помимо традиционного износа ходовых колес и стачивания реборд это чревато тем, что кран может попросту заклинить на путях. Еще хуже, если по причине некачественных подкрановых путей произойдет сход крана. Ведь мостовой кран обычно находится на одной из верхних отметок здания, и его падение может повлечь за собой катастрофу.
Поскольку любая техника нуждается в периодическом ремонте и техническом обслуживании, мостовые краны очень редко эксплуатируются в одном экземпляре на пролет. Чаще всего по одним подкрановым путям и троллеям ходят до десяти мостовых кранов. При этом троллеи секционируются, то есть имеется возможность вывести один кран в ремонт со снятием напряжения с троллей на его участке. При наличии гибкого токоподвода организовать работу десяти кранов на одних путях невозможно, поэтому в крупных цехах непрерывных производств для мостовых кранов всегда используются только троллеи.