Грузозахватные приспособления подъемных кранов
Эффективность и производительность подъемного крана в значительной степени зависят от правильного выбора грузозахватного органа или приспособления. Но какие же приспособления бывают вообще, и для каких работ они предназначены?
Классический грузозахватный орган для подъемного крана – это хорошо всем известный крюк. Он универсален, и с его помощью можно грузить практически что угодно. Крюк прост и надежен, поскольку не содержит в своем составе никаких механизмов, кроме, разве что, защитного карабина. Соответственно, и техническое обслуживание грузового крюка сводится к минимуму: следить надо только за степенью его износа.
Но все-таки грузовой крюк – это не идеал. Прежде всего, работа с крюком невозможна без участия стропальщика. Получаются лишние трудозатраты. По той же причине производительность грузоподъемной техники при использовании крюка оставляет желать намного лучшего: строповка груза вручную занимает много времени.
Кроме этого, только в очень редких случаях возможно переместить груз при помощи одного лишь грузового крюка. Как правило, обойтись без дополнительных приспособлений не удается. Например, для погрузки леса или пиломатериалов необходимы металлические петлевые стропы. Для перемещения крупногабаритного и массивного оборудования, возможно, потребуются текстильные стропы, которые помогут избежать механических повреждений и царапин. А контейнер, при отсутствии специальных приспособлений, можно погрузить с помощью «паука» — устройства из четырех металлических крючков на тросах, собранных на одном общем кольце.
Все эти приспособления для грузового крюка также подвержены износу, а, следовательно, систематически выбраковываются при появлении признаков разрушения. Вдобавок, грузоподъемность строп пауков, разумеется, тоже ограничена и может отличаться от грузоподъемности крана в меньшую сторону. Лицам, ответственным за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин с грузовыми крюками, необходимо это учитывать.
Исходя из вышесказанного, если кран постоянно используется для грузов одного типа, лучше использовать специальные грузозахватные органы, многие из которых могут быть навесными, то есть предназначенными для подвешивания на обыкновенный крюк.
Так, для погрузки сыпучих материалов – руды, угля, шлака – может применяться грейфер. Это механическое или электромеханическое устройство, которое, будучи в открытом состоянии, под действием собственного веса проникает в штабель, где замыкается, зачерпывая груз. Масса грейфера подчас может превышать его грузоподъемность, что обязательно необходимо учитывать перед установкой этого приспособления на кран. К грузоподъемным машинам, которые оснащаются грейфером, обычно выдвигается требование повышенной производительности. Поэтому рабочие приводы грейферных кранов, чаще всего бывают скоростными и мощными.
Погрузка неоднородных сыпучих материалов, состоящих исключительно из частей крупных фракций, например, металлической стружки, может производиться при помощи многочелюстных захватов. Их главное отличие от грейфера в том, что при замыкании они не образуют цельного «ковша», а напоминают по своему виду руку, собранную в щепоть.
Лом черных металлов часто грузят при помощи магнитных траверс. Магнитная траверса – это электромагнит постоянного тока, включаемый и отключаемый из кабины машиниста крана. Магнитные траверсы существенно экономят время при погрузке, но при работе с ними нужны дополнительные меры безопасности: рабочая зона крана должна быть ограждена, и доступ туда должен быть запрещен во избежание падения груза на человека.
Тех же мер безопасности требуют и пневматические траверсы. Это вакуумные присоски, работающие от специального пневмопривода крана. Пневматические траверсы применяют для перемещения крупных плоских грузов: листов металла, например.
Особые грузозахватные органы нужны и подъемным кранам, занятым на погрузке контейнеров. Причем, в зависимости от типоразмера и грузоподъемности контейнеров, применяются определенные грузозахватные приспособления. Например, погрузка трех- и пятитонных контейнеров может осуществляться при помощи автостропа. Автостроп – это приспособление с раздвижными лапами, которые могут цепляться за проушины контейнера. Для точности позиционирования автостропа, он оснащен приводом поворота.
В редких случаях для погрузки малотоннажных контейнеров применяют так называемый «полуавтостроп». Он представляет собой «паука», крючки которого имеют дополнительные оттяжки на общей пружине. Стропить контейнер с полуавтостропом приходится вручную, как обычным «пауком», а во время установки контейнера на твердую поверхность пружина посредством оттяжек освобождает груз без участия стропальщика.
Для двадцати- и тридцатидвухтонных транспортных контейнеров автостроп уже не подойдет. Здесь нужен спредер. Это устройство с поворотными кулачками по углам контейнера. После установки на контейнер кулачки поворачиваются и фиксируются в специальных узлах контейнера, позволяя поднимать груз. Как и автостроп, спредер тоже имеет в своем составе привод поворота.