Грузовая лебедка, как многофункциональный подъемный механизм.
Грузовые лебедки уже давно прочно вошли в строительную индустрию, а благодаря своей надежности и функциональности являются незаменимыми механизмами в устройстве большинства башенных и автомобильных кранов, подъемников, лифтов и других специализированных машин.
Основной функцией грузовой лебедки является подъем и перемещение грузов в вертикальной плоскости. Механизм подъема основан на тяговом канате, цепи или тросе, с помощью которых удерживается груз. Важным моментом здесь является прочность всех элементов лебедки, для чего крановые установки должны проходить регулярную проверку.
ГРУЗОВАЯ ЛЕБЕДКА состоит из следующих механизмов, смонтированных на плите: барабан, редуктор, гидравлический или электрический мотор, ленточные тормоза и кронштейны. Барабан лебедки вращается при помощи вала редуктора посредством зубчатых полумуфт, одна из которых жестко соединена с барабаном болтовым креплением. Основными опорами барабана являются подшипники, один из которых устанавливается в кронштейне, а второй – на зубчатой полумуфте. Барабаны большинства современных грузовых лебедок имеют нанесенные ручьи, позволяющие улучшить укладку троса, каната или цепи. Таким образом, возможность запутывания или повреждения тяговых материалов, приводящая к заклиниванию и различным поломкам устройства, становится минимальной. В некоторых случаях барабан лебедки может иметь прижимной ролик, основной задачей которого является прижимание каната к барабану. Обычно такие ролики устанавливают на автокраны, не имеющие ручьев на барабанах. Такая конструкция позволяет обеспечить безопасность строителей и качественную работу самого подъемного устройства.
Гидромотор устройства устанавливается на кронштейне и передает крутящий момент к редуктору при помощи упругой муфты со звездочкой. Муфты грузовых лебедок могут быть автоматическими, разъёмными или амортизационными. Некоторые универсальные лебедки за счет изменения передаточного числа редуктора могут иметь несколько тяговых скоростей. Тормозной шкив грузовой лебедки находится на быстроходном валу редуктора и является своего рода полумуфтой. Тормозная система устройства представлена в виде гидравлического размыкателя лебедки и тормозной ленты, имеющей фрикционную накладку и рабочую тормозную пружину. К гидроразмыкателю и к гидромотору рабочая жидкость системы под давлением подходит одновременно. Ручное растормаживание производится подъёмом коромысла при помощи монтажки.
Стоит также отметить, что в некоторых грузовых лебедках, предназначенных для подъема особо опасных грузов или людей, могут быть предусмотрены дополнительные тормозные устройства.